Правильная конвертация DVD в DivX

Этап третий. Обработка звуковой дорожки.


Относительно третьего этапа существуют два мнения. Первое сводится к тому, что сразу после создания d2v-проекта необходимо переходить к выбору параметров кодирования видео, поскольку в этом случае можно "поиграться" с различными параметрами и выбрать оптимальные настройки кодирования звуковой дорожки, так чтобы объем звука не забирал драгоценные мегабайты у видео. Но так как заранее достаточно точно предугадать объем звуковой дорожки, зная параметры кодирования невозможно, потеря этих самых мегабайт все равно неминуема.

Второй подход говорит, что после создания d2v-проекта необходимо сжать звук и лишь затем переходить к обработке видео. Лично я склоняюсь ко второму подходу, поскольку фильмы смотрю не на той аппаратуре, где можно отличить средненький звук от великолепного, и параметры, при которых звук не будет казаться мне ужасным, занимая при этом минимальный объем известны мне заранее. Плюс ко всему этот поход позволяет позволяет достичь более точных результатов в получении файла заданного объема. Воспользуемся и мы вторым подходом и перейдем к кодированию звуковой дорожки.

Обработка стерео-звука

Итак, если при создании d2v-проекта, мы выбрали опцию декодирования звуковой дорожки в WAV-файл, то в том же каталоге, где сохранен наш d2v-файл должен был появитсья и wav-файл, содержащий звук. Имя этого файла достаточно длинное, что-то типа "kp AC3 T01 3_2ch 448Kbps 48KHz.wav". В самом имени файла DVD2AVI вписала все его основные параметры.

Теперь нашей основной задачей станет конвертирование этого wav-файла в формат mp3. Для этого воспользуемся программой Lame, последнюю версию которой необходимо скачать и распаковать. В стандартный комплект этого кодировщика не входит никакой графической оболочки, поэтому вам придется использовать Lame в режиме командной строки или скачать одну из графических оболочек для lame-а, например RazorLame, которую так же необходимо развернуть из архива.

Итак, запускаем RazorLame и добавляем в список наш wav-файл, содержащий звуковую дорожку путем нажатия кнопки Add на панели инструментов и указываем местоположение нашего файла.



После добавления звукового файла, жмем кнопку LAME на панели инструментов, для задания параметров кодирования звука. После нажатия кнопки открывается окно LAME Options в котором сразу переходим на закладку Expert. Отмечаем флажек Only use custom options. А в строке Custom options вводим следующее "--abr96 -h --nspsytune --athtype 2 --lowpass 16 --ns-bass -8 --resample 44.1".


В принципе тут всего один параметр для варьирования - поток данных, мы выбрали его равным 96 kbit/s, некоторые выбирают его равным 112 или даже 128 kbit/s. Лично меня поток в 96 kbit/s вполне устраивает, минимум объема при качестве, неотличимом на моей аппаратуре от 112 kbit/s. В некоторых случаях, правда, можно сделать и 64 kbit/s, когда важен каждый килобайт, съэкономленный на звуке в пользу видео. Резюмируя, не опускайте битрейт ниже 64, и не поднимайте выше 128, среднестатистически старясь держаться цифры 96 kbit/s. Допустимые значения для битрейта: 64, 80, 96, 112 и 128 kbit/s.

Отмечу так же, что параметром "--resample 44.1" мы ресэмплируем звук на 44.1 kHz. Оригинальная частота дикретизации прописана, кстати, в названии файла, например файл "kp AC3 T01 3_2ch 448Kbps 48KHz.wav" - частота дискретизации 48 kHz. Так вот, некоторые товарищи поговаривают, что в некоторых случаях при ресэмплировании можно получить рассинхронизацию звука и видео и рекомендуют оставлять оригинальную частоту дискретизации, но лично я никогда не сталкивался с подобной проблемой и всегда произвожу ресэмплировние, которое позволяет достичь более высокое качество звука при том же объеме данных.

Над остальными параметрами можете не задумываться, их набор выработан в результате долгих опытов многих людей и является в большинстве случаев оптимальным для кодирования звуковых дорожек фильмов.

Итак, после указания параметров кодирования звуковой дорожки жмем Ok для подтверждения введенных параметров и закрытия окна настроек. И нажимаем кнопку Encode на панели инструментов для начала кодирования. Если это первый запуск процесса кодирования, RazorLame попросит вас указать местоположение программы lame.




После завершения процесса кодирования, в том же каталоге, где расположен исходный wav-файл, появится mp3-файл имеющий имя, аналогичное исходному файлу. На этом третий этап завешен и можно переходить к следующему этапу.

Обработка AC3-звука

Если при создании d2v-проекта, вы решили что вам необходим ac3-звук и выбрали опцию Demux, то в том же каталоге, где располагается d2v-файл появится файл с раширением .ac3. В имени файла, кроме выбранного вами названия проекта будет содержаться базования информация о файле, например "kp AC3 T01 3_2ch 448Kbps DELAY 333ms.ac3". Как уже упоминалось, в самом названии файла содержится информация о битрейте, в приведеном выше примере битрейт равен 448 kbit/s, что на мой взгяд является излишеством, передировав звуковую и дорожку с пониженным битрейтом, мы сможем выиграть дополнительное место для видео.

К сожалению, программа обработки ac3-звука BeSweet, входящая в комплект в Gordian Knot Rip Pack, при перекодировании звуковой дорожки с уменьшением битрейта, дает значительное уменьшение громкости, и поэтому нам не подойдет. Лично я рекомендую использовать вам программу Sonic Foundry Soft Encode, к единственственному недостатку которой можно отнести ее небесплатность. Но, будем считать, вы тем или иным способом приодолели ее главный недостаток и у вас установлена рабочая версия этой программы.

Итак, запускаем Soft Encode и открываем наш ac3-файл, содержащий звуковой дорожку при помощи меню File -> Open. Процесс открытия ac3-звука достаточно продолжителен по времени и после его завершения в рабочем окне программы мы увидим графическое представление звука для каждого из 6 его каналов.


После открытия исходного файла, в меню Options выбираем пункт Encode Settings..., что вызовет появление на экране одноименного окна. В этом окне, единственный параметр который нам предстоит изменить, это Data rate, остальные же параметры я рекомендую вам не трогать и оставить все значения как есть. При выборе битрейта рекомендую вам не опускаться ниже цифры 320 (иначе будет заметно ухедшение качества) и не подниматься к цифре 448 kbit/s (а то зачем мы вообще затеваем перекодирование, ведь битрейт 448 kbit/s иммет оригинал). Так что выбор, собственно, состоит всего из двух вариантов 320 или 384 kbit/s, мое ухо, например, на моей аппаратуре слабо улавливает разницу между этими величинами, поэтому я обычно выбираю 320 kbit/s, экономя при этом место для видео.


После установки параметров кодирования звука, начинаем собственно перекодирование выбрав в меню File пункт Save As..., указав имя файла и утвердительно ответив на вопрос программы о том, что перекодировка файла повлияет на него и хотим ли начать процесс перекодирования. Сам процесс потребует достаточно много времени и после его завершения, мы будем иметь ac3-файл с пониженным битрейтом и, как следствие, имеющий меньший размер. Теперь можно переходить к следующему этапу.


Содержание раздела